Виды работ
Страховочные рельсовые пакеты (СРП), как мера безопасности эксплуатации подземных коммуникаций под железной дорогой
При закрытой прокладке трубопроводных трасс под железнодорожными путями места переходов усиливают специальными блоками – СРП. Страховочный пакет из металлических звеньев выполняет функцию опоры, беря на себя все нагрузки и сотрясения от проходящего железнодорожного состава. Металлоконструкция защищает насыпь от деформации и обеспечивает безопасность эксплуатации инженерных коммуникаций, а также движения поездов.
СРП обязательны к установке в случаях:
- ГНБ;
- шнекового бурения
- сооружения микротоннелей;
- щитовой проходки;
- прокладки коммуникационных систем методом продавливания.
Устройство страховочных пакетов
Конструкция блока состоит из рельсовых или профильных балок. Пакет укладывается на полотно параллельно пути. Фиксируется посредством хомутов к стальным полушпалам, которые находятся в насыпи между железобетонными шпалами.
Рельсовый вариант блока предполагает сборку из трех составляющих: сначала укладывают два рельса вверх головкой, а затем сверху монтируют третий, упирая его головкой в подошвы нижележащих элементов. Фиксируются комплектующие детали стальным хомутом, изготовленным из листа 10-15 мм. Устройство стяжки предусматривает наличие усилительных ребер.
При движении поезда блок не расходится, благодаря закрученным болтам, контактирующих с подошвами нижних рельсов. Поперечные конструкции, зафиксированные к шпалам, не дают подняться путям в случае пучения насыпи. В монтаже СРП предусмотрено четыре комплекта балок, два из которых крепятся между рельсами и еще два – по бокам полотна.
При выборе протяженности и жесткости конструкции отталкиваются от свойств породы, глубины проходки под железнодорожным полотном и просвета скважины для коммуникации. Монтаж страховочных рельсовых пакетов подчиняется разделу сметы с указанием длины и поперечного сечения балок.
Особенности монтажа СРП
Установка страховочных рельсовых пакетов при горизонтально-направленном бурении на пересечении с железной дорогой проходит в несколько этапов. Мероприятия должны соответствовать акту выбора рабочей зоны. Документ своими подписями заверяют представители подрядной организации и ответственные лица со стороны ОАО «РЖД». Подрядчик получает техусловие на проведение изысканий (геологических и геодезических). На основании данных подготавливается проект на монтаж страховки и бурение скважины, который согласуется с представителями оператора «Российских железных дорог».
Подготовка документации требует проведения топографической съемки местности с точностью не менее 1:500.Съемка проходит от створа в обе стороны на 50-метровом расстоянии. Данные совмещают с географическими и железнодорожными координатами. Строится поперечный геологический профиль ЖД-участка с учетом водоотводов и сооружений для уменьшения проседания и подвижек насыпи.
По обе стороны железной линии пробуривают вертикальные скважины, которые глубже уровня прохождения водоотводного канала на 2000 мм. Толщина стенок трубы под будущую коммуникацию определяется с учетом особенностей климата и вероятности вспучивания грунтовых масс весной. Конструкция не должна вредить железнодорожному полотну в дождливый сезон или во время таяния снега.
После утверждения всей документации РЖД оформляет акт для проведения ГНБ под железной дорогой. Параллельно с оператором Российских железных дорог заключается договор о проведении технадзора за ходом мероприятий. После установки страховочных пакетов приступают к прокладке магистрали.
Кроме установки СРП действенны и другие меры по предотвращению риска деформации грунта во время бурения. Они, как правило, касаются соблюдения технологий производства ГНБ. Операции по бурению скважины и протягиванию трубы под железнодорожным полотном должны выполняться непрерывно. Паузы в рабочем процессе чреваты проседанием грунта в канале, а, следовательно, образованием провалов на поверхности железнодорожного пути. Некачественная буровая жидкость либо применение раствора при высоком давлении способствуют вымыванию породы и появлению ям под путями.
СРП устанавливаются при любом диаметре канала. Нормативы и законодательные акты запрещают бурильные работы без устройства защиты. Если прокол планируется на ЖД-станции сразу под несколькими путями, то пакеты ставят на всех ветках, в том числе на маневровых и резервных.
26.11.2021